Срок оказания услуг, при отсутствии его в условиях договора.

Понятие «сроки оказания услуг» определено в ст. 27 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Это дата начала и конца работы или период работы. В настоящей статье рассмотрим установление сроков оказания услуг или выполнения работ, при отсутствии таковых в договоре.

Согласно п. 1 ст. 158 ГК РФ договор о выполнении работ или оказании услуг может быть заключен в устной или письменной форме.

Письменный договор может заключаться путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, иными документами, в том числе электронными (п. 2. ст. 434 ГК РФ). Кроме того, договор считается заключенным, если одна сторона своими действиями выразила согласие с предложением другой стороны (п. 3 ст. 438 ГК РФ).

При составлении одного документа, условие о сроке выполнения работ или оказания услуг, как правило, указывается в тексте договора. При обмене документами срок договора может быть определен в оформленных при обращении потребителя документах. Так, срок может быть указан в квитанции или ином документе и при этом такие условия могут признаваться договорными. Но на таком документе должны быть подпись и печать (при наличии) исполнителя или иные реквизиты, подтверждающие, от кого именно исходит документ.

Гражданским кодексом РФ, ст. 314 установлено, что, если обязательство выполнить работы или оказать услуги предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено, оно подлежит исполнению в установленный день или в любой момент в пределах установленного периода. Статьей 27 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что исполнитель обязан осуществить выполнение работ или оказание услуг в срок, установленный договором.

Срок выполнения работы или оказания услуги может определяться датой (периодом), к которой:

– должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги);

– исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).

Кроме того, срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (ст. 190 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» срок выполнения работ или оказания услуг может быть также установлен правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг). Информацию о данных правилах исполнитель должен предоставить потребителю (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Таким образом, если договор не содержит условие о сроке, но оно есть в правилах выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг), следует руководствоваться этими правилами.

Если срок не установлен ни в договоре, ни в правилах выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг), а также отсутствует условие, позволяющее определить этот срок, то исполнитель все равно несет ответственность за его нарушение! В этом случае потребитель вправе предъявить требование об исполнении обязательств.

Для определения срока оказания услуги необходимо руководствоваться ст. 314 ГК РФ, согласно которой обязательство, не предусматривающее срок его исполнения и не содержащее условий, позволяющих определить этот срок, должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства (заключения договора). Если работа (услуга) не выполняется в разумный срок, то она должна быть выполнена в течение 7 дней со дня предъявления требования о выполнении. Так устанавливается срок окончания работили услуг.

Таким образом, в случае неисполнения указанного требования в семидневный срок, существует возможность обратиться с требованиями, предусмотренными статьей 28 Закона «О защите прав потребителей». А именно, если исполнитель нарушил сроки оказания услуги или во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе в числе прочих отказаться от оказания услуги.