Об изменении тарифов на услуги связи по передаче данных операторы связи обязаны известить своих абонентов не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов, в том числе, через свой сайт в сети Интернет. Также, по заявлению абонента оповещение возможно посредством электронной почты или на электронный адрес личного кабинета (пп. в п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 N 32).
Вместе с тем, оператор сотовой связи не вправе без согласия абонента выполнять дополнительные услуги за плату. Абонент же вправе отказаться от оплаты услуг телефонной связи, предоставленных ему без его согласия. А в случае, если услуги уже оплачены, абонент вправе потребовать от оператора возврата уплаченной суммы (пп. б п.26 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342; п. 3 ст. 16 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
Если оператор сотовой связи подключил дополнительные услуги без согласия абонента и требует их оплаты, рекомендуем действовать следующим образом.
Сначала необходимо обратиться к оператору связи с письменным заявлением о выдаче детализации счета за спорный период. Каждый абонент вправе получать дополнительную информацию об оказанных услугах телефонной связи (детализацию счета), в том числе с указанием даты и времени установления соединений, их продолжительности и абонентских номеров (п. 1 ст. 44 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ; пп. г п.26, п.41 Правил N 1342). За выдачу детализации счета оператор вправе взимать плату в соответствии с вашим тарифным планом.
Затем следует составить претензию и подготовить необходимые документы. Претензия составляется в письменной форме в двух экземплярах, в ней нужно указать мотивы, по которым, по вашему мнению, дополнительные услуги не подлежат оплате. К таким мотивам относятся:
1) отсутствие дополнительной платной услуги в перечне услуг в договоре на оказание услуг связи;
2) отсутствие дополнительных соглашений к договору на оказание услуг связи о включении дополнительной платной услуги в перечень оказываемых по договору услуг;
3) отсутствие иным образом оформленного согласия абонента на подключение дополнительных услуг;
– требование об отключении дополнительной услуги и о пересчете суммы счета за услуги связи;
– способ получения ответа на претензию – по почте, на руки, по электронной почте (пп.1, 4 ст. 55, ст. 56 Закона N 126-ФЗ).
К претензии приложите следующие документы (п. 6 ст. 55 Закона N 126-ФЗ):
– копию договора на оказание услуг связи;
– копию детализации счета.
Претензию необходимо вручить оператору связи лично, либо по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения. При личной передаче претензии представитель оператора связи должен проставить отметку о принятии претензии на вашем экземпляре, указав дату получения претензии, свои фамилию, имя и отчество, должность, а также проставить свою подпись. Если претензия направлена по почте, доказательством ее получения будет почтовое уведомление о вручении, которое вам вернут после получения претензии оператором связи.
Важно помнить, что претензия должна быть вручена или отправлена оператору связи не позднее чем через шесть месяцев с даты выставления счета за оспариваемые вами дополнительные услуги (пп. 1 п. 5 ст. 55 Закона N 126-ФЗ).
Теперь нужно дождаться ответа на претензию.
Оператор связи регистрирует претензию не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления. Претензия должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня регистрации. Результаты рассмотрения направляются лицу, предъявившему претензию, в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, если такая форма указана в претензии (п. 7 ст. 55 Закона N 126-ФЗ).
Если оператор связи признает требования указанные в претензии обоснованными, то они подлежат удовлетворению в 10-дневный срок (п. 52 Правил N 1342).
Если оператор связи отклонил претензию полностью или частично, либо не был получен ответ в установленные для рассмотрения сроки, в этом случае абонент вправе подать иск в суд (п. 9 ст. 55 Закона N 126-ФЗ).
Иск подается по месту нахождения оператора связи, по месту жительства абонента или по месту заключения договора на оказание услуг связи (ч. 7 ст. 29 ГПК РФ).
В связи с тем, что данные иски связаны с нарушением прав потребителей, истцы, как потребители услуг связи, освобождены от уплаты государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 000 000 руб. (п.3 ст. 17 Закона N 2300-1; пп.4 п. 2 и п.3 ст. 333.36 НК РФ).
При удовлетворении судом требований потребителя, которые не были удовлетворены оператором связи добровольно, суд взыскивает с оператора связи в пользу потребителя штраф в размере 50 процентов от присужденной суммы (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1; п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
Также, для разрешения судебного спора вам может потребоваться квалифицированная юридическая помощь специалиста, стоимость которой может оказаться существенной. А в случае, если ваши интересы в суде будет представлять третье лицо может потребоваться нотариальная доверенность на представителя (ст.ст. 185, 185.1 ГК РФ; ч. 2 ст. 53 ГПК РФ).
При удовлетворении иска суд по вашему ходатайству может полностью или частично взыскать с ответчика в вашу пользу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя (ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ; пп. 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1).