Информация для потребителей! Навязанные услуги сотовой связи.

Об изменении тарифов на услуги связи по передаче данных операторы связи обязаны известить своих абонентов не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов, в том числе, через свой сайт в сети Интернет. Также, по заявлению абонента оповещение возможно посредством электронной почты или на электронный адрес личного кабинета (пп. в п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 N 32).

Вместе с тем, оператор сотовой связи не вправе без согласия абонента выполнять дополнительные услуги за плату. Абонент же вправе отказаться от оплаты услуг телефонной связи, предоставленных ему без его согласия. А в случае, если услуги уже оплачены, абонент вправе потребовать от оператора возврата уплаченной суммы (пп. б п.26 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342; п. 3 ст. 16 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).

Если оператор сотовой связи подключил дополнительные услуги без согласия абонента и требует их оплаты, рекомендуем действовать следующим образом.

Сначала необходимо обратиться к оператору связи с письменным заявлением о выдаче детализации счета за спорный период. Каждый абонент вправе получать дополнительную информацию об оказанных услугах телефонной связи (детализацию счета), в том числе с указанием даты и времени установления соединений, их продолжительности и абонентских номеров (п. 1 ст. 44 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ; пп. г п.26, п.41 Правил N 1342). За выдачу детализации счета оператор вправе взимать плату в соответствии с вашим тарифным планом.

Затем следует составить претензию и подготовить необходимые документы. Претензия составляется в письменной форме в двух экземплярах, в ней нужно указать мотивы, по которым, по вашему мнению, дополнительные услуги не подлежат оплате. К таким мотивам относятся:

1) отсутствие дополнительной платной услуги в перечне услуг в договоре на оказание услуг связи;

2) отсутствие дополнительных соглашений к договору на оказание услуг связи о включении дополнительной платной услуги в перечень оказываемых по договору услуг;

3) отсутствие иным образом оформленного согласия абонента на подключение дополнительных услуг;

– требование об отключении дополнительной услуги и о пересчете суммы счета за услуги связи;

– способ получения ответа на претензию – по почте, на руки, по электронной почте (пп.1, 4 ст. 55, ст. 56 Закона N 126-ФЗ).

К претензии приложите следующие документы (п. 6 ст. 55 Закона N 126-ФЗ):

– копию договора на оказание услуг связи;

– копию детализации счета.

Претензию необходимо вручить оператору связи лично, либо по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения. При личной передаче претензии представитель оператора связи должен проставить отметку о принятии претензии на вашем экземпляре, указав дату получения претензии, свои фамилию, имя и отчество, должность, а также проставить свою подпись. Если претензия направлена по почте, доказательством ее получения будет почтовое уведомление о вручении, которое вам вернут после получения претензии оператором связи.

Важно помнить, что претензия должна быть вручена или отправлена оператору связи не позднее чем через шесть месяцев с даты выставления счета за оспариваемые вами дополнительные услуги (пп. 1 п. 5 ст. 55 Закона N 126-ФЗ).

Теперь нужно дождаться ответа на претензию.

Оператор связи регистрирует претензию не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления. Претензия должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня регистрации. Результаты рассмотрения направляются лицу, предъявившему претензию, в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, если такая форма указана в претензии (п. 7 ст. 55 Закона N 126-ФЗ).

Если оператор связи признает требования указанные в претензии обоснованными, то они подлежат удовлетворению в 10-дневный срок (п. 52 Правил N 1342).

Если оператор связи отклонил претензию полностью или частично, либо не был получен ответ в установленные для рассмотрения сроки, в этом случае абонент вправе подать иск в суд (п. 9 ст. 55 Закона N 126-ФЗ).

Иск подается по месту нахождения оператора связи, по месту жительства абонента или по месту заключения договора на оказание услуг связи (ч. 7 ст. 29 ГПК РФ).

В связи с тем, что данные иски связаны с нарушением прав потребителей, истцы, как потребители услуг связи, освобождены от уплаты государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 000 000 руб. (п.3 ст. 17 Закона N 2300-1; пп.4 п. 2 и п.3 ст. 333.36 НК РФ).

При удовлетворении судом требований потребителя, которые не были удовлетворены оператором связи добровольно, суд взыскивает с оператора связи в пользу потребителя штраф в размере 50 процентов от присужденной суммы (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1; п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).

Также, для разрешения судебного спора вам может потребоваться квалифицированная юридическая помощь специалиста, стоимость которой может оказаться существенной. А в случае, если ваши интересы в суде будет представлять третье лицо может потребоваться нотариальная доверенность на представителя (ст.ст. 185, 185.1 ГК РФ; ч. 2 ст. 53 ГПК РФ).

При удовлетворении иска суд по вашему ходатайству может полностью или частично взыскать с ответчика в вашу пользу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя (ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ; пп. 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1).