РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Роль учителя в первичной профилактике заболеваний в пер­вую очередь заключается в контроле за выполнением всех норм и правил школьной гигиены, которые регламентированы гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учрежде­ний: Санитарные правила и нормы                   (СанПиН 2.4.2. — 1178 — 02).

Мероприятия по повышению специфической и неспецифичес­кой резистентности организма детей также относятся к системе мер первичной профилактики.

 Школьный учитель должен убе­дить учащихся в необходимости профилактических прививок и закаливания.

Роль учителя во вторичной профилактике заключается в ак­тивном участии в проведении ежегодных медицинских осмотров школьников и выполнении рекомендаций медицинской комиссии. Учитель должен предоставить медицинской комиссии сведения о часто и длительно болеющих учениках в классе, о больных хрони­ческими заболеваниями и предварительное заключение педаго­гического совета о степени и гармоничности психического разви­тия школьника

Педагогическое воздействие на личность другого человека — вот главный механизм, с помощью которого учитель может изме­нить ситуацию со здоровьем населения России:

1. Быть самому здо­ровым, быть пропагандистом здорового образа жизни, знать, каки­ми методами, секретами можно продлить свое благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести актив­ный образ жизни.

2. Качества, которыми должен обладать учитель.

3. Ребёнок и школа.

4. Гигиена школьника.

5. Заболевания и их предупреждение.

Учитель играет огромную роль в формировании здоровья ребёнка.

 Учитель отвечает за своего ученика перед его родителями и перед обществом. Сейчас здоровье детей является очень важным показателем здоровой страны.

 Дети- наше будущее! Именно им придётся в наше непростое время отстаивать честь нашей страны.

Из-за несоответствия школьного инвентаря и оборудования санитарно- гигиеническим нормам у ребят ухудшается зрение, портится осанка, возрастает школьный травматизм. Пока ребёнок находится в школе, ответственность за его воспитание ложится на педагога. Случается, что ребёнок приходит в школу совершенно здоровым, но начинает шалить, баловаться, по незнанию или по нерадивости нарушает правила техники безопасности, что приводит к несчастным случаям.

 Преподаватель должен уметь грамотно организовать учебный процесс, труд и досуг учащихся. Примером для школьника является его учитель. Он должен быть интеллигентным, культурным, вежливым, порядочным, добросовестным, применять все эти качества в своей практике. Кроме того, надо применять доброту и внимательность по отношению к воспитанникам, коллегам по работе, а так же дома. Надо гордо нести по жизни своё звание- учитель. Прежде, чем выбрать педагогический ВУЗ, нужно тщательно обдумать своё решение. Учитель – самое светлое и доброе слово для каждого человека. Это самая трудная и прекрасная профессия. Самый близкий друг для молодого, неопытного человека – его наставник.

Главная награда педагога – воспитать грамотного, хорошего человека, достойного члена общества. Не надо искать славы и достатка, ведь работа должна нравиться. Учить – значит вдвойне учиться! Прежде, чем что- то требовать от ученика, надо заставить себя научиться достичь поставленной цели. Работа в школе требует не только овладения профессиональными навыками, но и научиться терпеть, любить, прощать.

 Дети все разные, и к каждому нужен индивидуальный подход. Любой ребёнок – это яркая индивидуальность, самостоятельная личность. Необходимо ещё с начальной школы начать воспитывать в нём старательность, усидчивость, стремление к знаниям. Учёба не должна быть в тягость.

 К сожалению, в любой системе образования невозможно предусмотреть все нюансы и факторы. На школьниках очень большая нагрузка, ребёнок часто утомляется, испытывает расстройства, стрессы. 

На нервной почве обостряются многие болезни: заболевания желудочно- кишечного тракта, сердечно- сосудистые заболевания, частые головные боли, ослабляется иммунитет, устойчивость к различного рода заболеваниям. Огромное внимание надо уделять питанию школьников, оно должно быть рациональным и сбалансированным. режим питания нарушать нельзя. Необходимо приучать школьника соблюдать личную гигиену: мыть руки перед едой, быть опрятным. Во время еды дети не должны разговаривать и отвлекаться.

Рекомендуется повесить в столовой лозунги: “Бери ложку, бери хлеб, отправляйся на обед!”; “Хлебушка- не смолол дедушка”; “Когда я ем, я глух и нем. “; “Хлеб- это жизнь, им не сори, хлеба к обеду в меру бери!”

Здоровье человека- общественное достояние. Воспитать для нашего общества здорового, полноценного человека, сознательно избравшего ту или иную профессию,- такова главная задача общеобразовательной и профессиональной школы.

Роль учителя-логопеда в поддержке речевой инициативы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей.

Роль прогулки во всестороннем развитии и укреплении здоровья детей дошкольного возраста Роль прогулки во всестороннем развитии и укреплении здоровья детей дошкольного возраста. В современном мире здоровье перестает быть только.

Роль закаливающих мероприятий в формировании здоровья детей дошкольного возраста Закаливание составляет важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения.

Жизнь детей тесно связана со школой, поэтому именно учитель может сделать для здоровья школьников, гораздо больше, чем врач, не прибегая при этом к горьким лекарствам и неприятным процедурам.

Главная задача учителя – сформировать у ребёнка культуру здорового образа жизни, отношение к своему здоровью как к ценности, научить навыкам управления своим здоровьем, необходимости ведения здорового образа жизни, навыкам оказания первой медицинской помощи и безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, культуре межличностных отношений, т. е. заложить в каждом ребёнке необходимость профилактических мер. Если мы научим учащихся с раннего возраста беречь и укреплять своё здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.

3. Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство

оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

1. Соблюдение санитарно-гигиенических условий проведения урока.

2. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.

3. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

4. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся (выбор темпа и ритма урока) с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

5. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

6. Активизация развития эмоционально-чувственной всех сфер личности учащихся. Привлечение возможно большего числа органов чувств учащихся (слуха, зрения, осязания)

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий, регламентация длительности основных видов учебной деятельности, смены видов деятельности на уроке (физкультминуток, подвижных игр, смены поз, профилактика нарушений осанки и зрения).

9. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

10. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

11. Создание условий для творчества.

12. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения в зависимости от личностных особенностей и состояния здоровья учащихся (учитывая особенности нервной системы).

13. Создание на уроках ситуации, стимулирующей поисковую активность.

14. Психологическая атмосфера урока, стиль общения учителя, поддержание позитивной психологической атмосферы урока, выбор демократического стиля общения.

Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение числа хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этого.

Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. В этом возрасте они чаще подвержены болезням органов дыхания, расстройства обмена веществ, нарушению осанки.

На состояние здоровья ребенка влияют многие факторы. Вот некоторые из них: семейные условия жизни и воспитания, биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, чистота воздуха, воды, почвы и.т.д.

Что же конкретно может сделать учитель начальных классов? Во-первых, гигиенически правильно организовать сам педагогический процесс — это своевременная смена статического напряжения при письме и чтении — физкультпауза, активный отдых на переменах, отдых для глаз. Смена различных видов учебной деятельности школьников, её активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены — все это способствует положительным эмоциям учащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни. Меры эти непосредственно связаны с педагогическим мастерством учителя. Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены, осуществляет индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, условия их быта, имея необходимые гигиенические знания, учитель может и должен быть основным “воспитателем здоровья” ребенка.

Во-вторых, учитель принимает посильное участие в обеспечении отвечающего гигиеническим требованиям естественного и искусственного освещения, температурного режима в классе и других факторов внешней среды.

В-третьих, зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с ними, учитель может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания (вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица, частый кашель, ухудшение слуха или зрения и.т.п.) и информировать об этом медицинского работника, что содействует раннему и более успешному лечению ребенка.

В-четвертых, учитель оказывает неоценимую помощь медицинским работникам в проведении медосмотров, профилактических мероприятий в контроле над лечением детей, страдающих хроническими заболеваниями и др.

В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” сказано: “Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке”. Все учащиеся в соответствии с возрастом, с соблюдением норм и требований гигиены и охраны здоровья должны участвовать в уборке классов и кабинетов, следить за чистотой и благоустройством школьных дворов, спортивных                    площадок и т.д.” Участие детей в посильных работах по самообслуживанию важно и с воспитательной точки зрения, оно способствует формированию не только своего здоровья, но и здоровья друзей, класса и семьи.

Учащиеся значительную часть времени проводят дома и чтобы не возникло “воспитательных ножниц” между требованиями школы и семьи, необходим самый тесный контакт с семьей, гигиеническое воспитание родителей.

ИСТОЧНИК:https://obrazovanie-gid.ru/dokumentaciya/rol-uchitelya-v-profilaktike-shkolnyh-zabolevanij.html