Рекомендации потребителям по выбору парфюмерно-косметической продукции. «Честный ЗНАК»: маркировка товаров средствами идентификации

В России введена национальная система маркировки «Честный ЗНАК», которая подразумевает идентификацию каждой единицы товаров, соответствующих кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД-2) и кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД),  путём присвоения уникальных цифровых кодов.

Продажа, обмен или иное введение в оборот товара, маркировка которого обязательна, запрещается в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 792-р утвержден перечень отдельных товаров по кодам ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД-2, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Согласно указанному Перечню, обязательной маркировке средствами идентификации подлежат следующие виды товаров:

– Табак с марта 2019 года

– Шубы с июня 2019 года

– Обувь с 1 июля 2020 года

– Лекарства с 1 июля 2020 года

– Фотокамеры с 1 октября 2020 года

– Шины с 1 ноября 2020 года

– Духи с 1 октября 2020 года

– Текстиль с 1 января 2021 года

– Молочная продукция с 1 июня 2021 года

– Упакованная вода с 1 сентября 2021 года

На сегодня продажа вышеуказанных категорий товаров без средств идентификации (маркировки) запрещена. При этом Перечнем предусмотрены и иные категории товаров (велосипеды, кресла-коляски, относящиеся к медицинским изделиям, с ручным приводом и пр.), подлежащие обязательной маркировке, однако сроки их идентификации еще не подошли, и реализация данных товаров допускается без маркировки.

Зачем потребителю маркировка «Честный ЗНАК»?

chestnyy-znak.jpgВ приложении «Честный ЗНАК» можно в один клик отсканировать специальный код товара Data Matrix (похож на QR-код). На экране появится вся информация о товаре — место и дата производства, состав, вес, бренд, условия хранения, что позволяет потребителю не сомневаться в легальности приобретаемого продукта, его безопасности для и здоровья. Кроме этого, через приложение можно отсканировать штрих-код (как на товаре, так и на чеке), по которому можно узнать базовую информацию о продукте, страну производства. Также приложение помогает определить значение знаков на упаковке товара.

В преддверии наступающих праздников обращаем внимание потребителей при выборе подарков на особенности продажи парфюмерно-косметической продукции.

Продаваемая парфюмерно-косметическая продукция должна соответствовать требованиям:

   – Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 009/2011«О безопасности парфюмерно-косметической продукции», утв. решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 года №799 (далее – ТР ТС 009/2011);

   – Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 №1957 (далее – Правила);

   – Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей»);

   – Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2463 (далее – Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи).

В соответствии со статьёй 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

ТР ТС № 009/2011 определяет безопасность парфюмерно-косметической продукции, обеспечивается требованиями к составу, физико-химическим, клиническим, токсикологическим, микробиологическим показателям, содержанию токсичных элементов, производству, потребительской таре и маркировке продукции.

Согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык. Если к парфюмерно-косметической продукции есть сопроводительная информация (ярлык), то на продукцию наносится графический знак в виде кисти руки на открытой книге.

Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:

   – наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции;

   – назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции;

   – косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке;

   – наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);

   – страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна где расположено производство продукции не совпадает с юридическим адресом изготовителя);

   – наименование и место нахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства-члена ТС;

   – номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре (для мыла твердого туалетного – номинальная масса куска, на момент упаковки) за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г, или номинальным объемом менее 5 мл, или пробника парфюмерно-косметической продукции;

   – цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств);

   – массовую долю фторида (%, или мг/кг, или ppm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора;

   – срок годности: дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись «годен до» (месяц, год) или «использовать до» (месяц, год);

   – описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартной особой меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях;

   – номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;

   – сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;

   – список ингредиентов.

Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном(ых) или официальном языке(ах) государств-членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита. Информация должна быть четкой и несмываемой с упаковки в условиях использования продукции по назначению. До подачи в торговый зал парфюмерно-косметические товары распаковываются и осматриваются, проверяется качество (по внешним признакам) каждой единицы товара и наличие о нём необходимой информации. Покупателю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды с использованием для этого лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, представляемых изготовителями товаров, а также с другими свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров. При передаче товаров в упаковке с целлофановой обёрткой или фирменной лентой покупателю должно быть предложено проверить содержимое упаковки путем снятия целлофана или фирменной ленты. Аэрозольная упаковка товара проверяется лицом, осуществляющим продажу, на функционирование упаковки в присутствии покупателя.

Обязательная маркировка производимой в России парфюмерной продукции и ввозимой в страну началась с 1 октября 2020 г. Участники оборота парфюмерной продукции должны были до 31 марта 2020 года зарегистрироваться в информационной системе мониторинга.

Непромаркированную продукцию, произведенную или ввезенную до 1 октября 2020 года, можно было реализовывать до 30 сентября 2021 года включительно.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года №792-р «Об утверждении Перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентифиткации» обязательной маркировке подлежит парфюмерная продукция, соответствующая коду Товарной Номенклатуры Внешне-Экономической Деятельности (ТН ВЭД) 3303, а также общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД-2) 20.42.11, а именно: 20.42.11.110 Духи; 20.42.11.120 Вода туалетная; 20.42.11.130 Одеколоны.

Код маркировки является буквенно-числовой последовательностью, преобразованной в формат двумерного штрихового кода DataMatrix (пример:
010460742867908321kv!ZpGGIa8J8V91TEST92dGVzdLU1QI9uOxJW/B3AHN8FOGXTyDBEVkR+j1oN2MI=). В код маркировки включаются четыре группы данных: код товара, индивидуальный серийный номер, ключ проверки, код проверки.

При приобретении парфюмерно-косметической продукции рекомендуем:

   – изучить внешний вид упаковки товара, обеспечивающую сохранность и безопасность продукции в течение срока годности;

   – ознакомиться с информацией, нанесенной на потребительскую тару;

   – проверить соответствие парфюмерно – косметической продукции требованиям ТР ТС 009/2011, а именно наличие маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза (ЕАС), который наносится на каждую единицу продукции (потребительскую тару, ярлык, этикетку) и/или товаросопроводительную документацию;

   – проверить легальность парфюмерной продукции, то есть наличие специальной маркировки (штрихового кода DataMatrix) духов и туалетной воды, одеколонов;

   – ознакомиться с потребительскими свойствами парфюмерно-косметической продукции до ее приобретения, например, ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды с использованием для этого бумажных листков, лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, а также с иными свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров (пункт 67 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи);

   – выбирать парфюмерно-косметическую продукцию с особой осмотрительностью, так как парфюмерно-косметическая продукция не подлежит возврату или обмену при условии надлежащего качества продукции (пункт 3 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2463).

Обращаем внимание, что в случае обнаружения недостатков парфюмерно-косметической продукции потребитель, в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей») вправе обратиться к продавцу с претензией с указанием одного из требований, установленных пунктом 1 статьи 18 Закон РФ «О защите прав потребителей» (претензию рекомендуем оформить в письменной форме в 2-х экземплярах).

При дистанционнном способе продажи товаров продавец должен предоставить потребителю информацию, характеризующую предлагаемый товар, посредством ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети Интернет, и (или) в программе для электронных вычислительных машин, и (или) в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.), и (или) в каталогах, буклетах, проспектах, на фотографиях или в других информационных материалах.

Кроме того, продавец обязан указывать на сайте (при его наличии) и (или) странице сайта в сети Интернет (при его наличии), а также в программе для электронных вычислительных машин (при ее наличии) полное фирменное наименование организации (если это юридическое лицо), фамилию, имя, отчество (при наличии) (если это индивидуальный предприниматель), а также основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона (п.п.14,18,19 Правил № 2463).

Воздержитесь от дистанционной покупки парфюмерно-косметической продукции у продавца, не предоставившего потребителю сведения о себе и о товаре.

ИСТОЧНИК: https://10.rospotrebnadzor.ru/news/zashchita_prav_potrebiteley/chestnyy_znak_markirovka_tovarov_sredstvami_identifikatsii_rekomendatsii_potrebitelyam_po_vyboru_par_21_12_22/