ЖКХ: как защитить свои права.

         Все собственники жилых помещений, а также наниматели жилых помещений по договорам социального найма, являются – потребителями услуг ЖКХ.

         Основным нормативным документом, регулирующим отношения потребителей и исполнителями услуг в сфере ЖКХ является закон “О защите прав потребителей”. Кроме того указанные отношения регулируются Гражданским и Жилищным кодексами, а также некоторыми постановлениями Правительства РФ.

         Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями услуг в сфере ЖКХ основаны на заключении, в первую очередь, следующих договоров:

а) договоров найма, в части исполнения исполнителями работ (услуг) по обеспечению надлежащего содержания дома и предоставлению гражданам коммунальных услуг и ремонтных работ;

б) договоров подряда и договоров на техническое обслуживание помещений, оформленных в собственность;

в) договоров на электроснабжение с энергоснабжающей организацией;

г) иных договоров.

         Необходимо отметить, что изучая условия всех договоров, потребителям необходимо руководствоваться статьей 16 Закона «О Защите прав потребителей», устанавливающей, что условия договора, ущемляющие права потребителя в сравнении с нормами закона или правового акта в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

         Если неоднократные обращения по поводу состояния санитарно-технического или инженерного оборудования квартиры, подвала, крыши, чердака или подъезда в доме не дают результата, потребителям услуг в сфере ЖКХ следует обращаться в суд.

         В соответствии с частью 3 п. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель обязан производить капитальный ремонт жилых помещений, предоставленных гражданам по договору социального найма (нанимателям). (Наймодатель – это собственник квартиры, с которым заключен договор социального найма; как правило, наймодателем является – орган государственной власти или орган местного самоуправления). Жильцы, как наниматели жилья, должны оплачивать за содержание и за ремонт жилья, за исключением капитального ремонта.

         Также в отдельных случаях, наймодатель обязан проводить капитальный ремонт в приватизированном жилье. Отстаивать свои права собственнику следует, если его квартира приватизирована, но при этом бывший наймодатель на момент приватизации этой квартиры либо ранее, не производил капитальный ремонт (который был необходим) в жилых помещениях многоквартирного дома. Обязанность по проведению капитального ремонта, не исполненная бывшим наймодателем на момент приватизации гражданином квартиры, остается за наймодателем до исполнения им этого обязательства.

Все последующие капитальные ремонты производятся уже собственниками помещений, в том числе собственниками приватизированного жилья.

         Следует отметить также, что с принятием федерального закона N 271-ФЗ от 25.12.12г. “О внесении изменений в Жилищный Кодекс и отдельные законодательные акты РФ…” , собственники помещений в многоквартирных домах обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капремонт, ремонт общего имущества своего многоквартирного дома.

         С 1 сентября 2012г. вступили в силу обновленные “Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений…” №354 (в редакции Пост. Пр. РФ от 27.08.2012 N 857), в соответствии с которыми изменился порядок начислений за коммунальные услуги.

         Главным отличием новых Правил стало разделение коммунальных платежей за жилые помещения и места общего пользования. Так, с января 2013 года квитанции на оплату содержат графу “общедомовые нужды” (куда вносят оплату за воду для уборки в подъездах, полива придомовой территории, оплату за электроэнергию для освещения подъезда и подвала, работы лифта, оплату за отопление на лестничных клетках, а также расходы на технические потери воды и тепла).

         В августе 2013 г. вынесен на обсуждение Проект ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ”, где предусмотрено усиление ответственности оказывающих услуги организаций “за нарушение правил предоставления коммунальных услуг”, а также ответственности потребителей за неоплату коммунальных услуг.

         В работе ЖКХ, граждан, прежде всего, не устраивают высокие тарифы на коммунальные услуги и низкое качество обслуживания.

Нередко, сталкиваясь с нарушениями, которые допускают работники ЖКХ, потребители не знают, как защитить свои права. На сегодняшний день потребители могут обратиться за защитой прав в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания» и Управление Роспотребнадзора по РСО-Алания.