Информация для потребителей при оказании парикмахерских услуг.

В настоящее время бытовое обслуживание населения получает все большее распространение ввиду увеличения спроса граждан на соответствующие услуги. Однако, несмотря на это практика показывает, что потребитель часто не в силах защитить свои права, особенно в случае возникновения спора с исполнителем. Это связано, прежде всего, с тем, что потребитель не всегда осведомлен о своих правах, а также с несоблюдением исполнителем своих обязанностей, предусмотренных законодательством.

            Правоотношения по оказанию парикмахерских услуг подлежат регулированию Гражданским Кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025, ГОСТ Р 51142-98 «Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические условия», СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги».

            В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей», потребитель  имеет право  на безопасность для жизни и здоровья оказываемой услуги. Исполнители услуг несут ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью потребителя, в связи с использованием материалов, инструментов, техники для оказания услуг, не обеспечивающих безопасность проводимой услуги.

            Услуги, оказываемые в салонах красоты и парикмахерских  при несоблюдении санитарно – противоэпидемиологического режима и мер безопасности, могут представлять потенциальную опасность в распространении и передаче посетителям ряда инфекционных и паразитарных заболеваний (ВИЧ-инфекций, вирусных гепатитов В и С, и других вирусов, грибковых заболеваний кожи, волос, ногтей), а также аллергических заболеваний, благодаря использованию косметических средств и химических материалов. В этой связи, потребителям необходимо знать, что в соответствии с законодательством:

– верхняя одежда должна храниться в вестибюле на вешалках или в шкафах;

– по окончании оказания  услуги каждому клиенту, должна проводиться уборка рабочего места, собираться остриженные волосы;

–  смена белья после каждого клиента (допускается использование одноразового белья с последующей утилизацией);

– удаление остриженных волос с шеи и лица клиента должно проводиться чистой индивидуальной салфеткой или ватным тампоном (запрещается использование кисточек для удаления остриженных волос);

– перед проведением окраски, химической завивки волос, окраски ресниц и бровей обязательно проведение пробы на реакцию на применяемый химический состав;

– при выполнении химической завивки смачивание волос раствором должно проводится тампоном, сменяемым после каждого клиента;

– зажимы, бигуди, колпаки  и сетки для химической завивки, шапочки для мелирования после каждого клиента промываются проточной водой с использованием моющих средств;

– расчески, щетки, ножницы для стрижки волос промываются под проточной водой после каждого клиента, помещаются в стерилизаторы или в растворы дезинфицирующих средств по режиму, применяемому при грибковых заболеваниях;

– съемные ножи электрических бритв протирают дважды (с интервалом 15 минут) тампоном, смоченным в дезинфицирующем растворе;

– подушки, используемые для прокладки под ногу при проведении процедуры педикюра должны иметь клеенчатый чехол, после каждого использования должны протираться ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором в концентрации и с экспозицией, применяемой при дезинфекции при грибковых заболеваниях;

– ванны для ног и ванночки для рук после каждого клиента должны подвергаться дезинфекции при полном погружении в дезинфицирующий раствор в соответствии с инструкцией по применению использованного средства по режиму профилактики грибковых заболеваний;

– при выполнении маникюра и педикюра должны использоваться одноразовые непромокаемые салфетки для каждого посетителя (после использования подлежат дезинфекции с последующей утилизацией);

– для парикмахерских залов и кабинета, для маникюра, педикюра и оказания косметических услуг должен быть определен минимальный набор типовых инструментов для обслуживания одного клиента (на одно рабочее место должно быть не менее трех типовых наборов);

– инструменты для маникюра и педикюра: марлевые салфетки, ватные шарики, а также другие расходные материалы могут использоваться только после стерилизации (хранение стерильных материалов допускается только в упакованном виде, допускается стерилизация инструментов в неупакованном виде при условии их использования в течение часа или хранении в стерилизаторе);

– инструменты, используемые для проведения маникюра и педикюра, после каждого клиента без предварительного промывания водой помещают в емкость с дезинфицирующим раствором (дезинфекция осуществляются по режиму, применяемому при вирусных гепатитах), на которых имеется маркировка с указанием: для каких целей предназначен дезинфицирующий раствор, его название и процентное содержание, дата приготовления, срок действия;

– после окончания дезинфекции, инструменты подвергаются промывке, проверке качества очистки и дезинфекции, укладываются в специальные упаковки с последующей стерилизацией в специальных стерилизаторах.

            При оказании парикмахерских услуг, потребитель также имеет право на получение следующей информации: фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (юридический адрес), информация о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей, Копия свидетельства о государственной регистрации, Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе), о профессиональной подготовке специалиста, оказывающего парикмахерские и  косметические услуги, режим работы, необходимая и достоверная информация об услугах (работах), ценах и формах предоставления услуги, о книге жалоб и предложений.

            Несоблюдение исполнителем своих обязанностей по достоверному информированию потребителей об оказываемых услугах, может стать основанием для привлечения исполнителя к административной ответственности по ч.1 ст. 14.5, ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

         При этом необходимо отметить, что договор об оказании услуг оформляется в письменной форме (квитанция или иной документ) и должен содержать определенный перечень информации. Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.

            Несоблюдение исполнителем требований к письменной форме договора (квитанции) об оказании парикмахерских услуг, невыдача документа, подтверждающего заключение договора (кассового чека) ограничивает возможность потребителя реализовать право на защиту своих интересов, возмещение морального и материального вреда, который может быть причинен при оказании некачественной парикмахерской услуги.

            В таких случаях, потребитель вправе потребовать у исполнителя книгу отзывов и предложений, в которой можно оставить претензию относительно качества оказанной парикмахерской услуги. Такая запись может стать одним из доказательств оказания потребителю услуги конкретным исполнителем, в конкретном салоне красоты или парикмахерской в случае не оформления исполнителем договора (квитанции) в письменном виде.

            В соответствии со ст. 37 ФЗ «О защите прав потребителей», потребитель обязан оплатить выполненную работу после ее окончательной сдачи исполнителем.
Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги (работы) за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены – потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы (п.3 ст.33 Закона, п.6 Правил). Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору (ст.32 Закона).

            В случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы), потребитель вправе по своему выбору потребовать (ст.29 Закона, п.24 Правил):
-безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы);
-соответствующего уменьшения цены оказанной услуги (выполненной работы);
-возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом.
            Потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы), если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги (выполненной работы) или иные существенные нарушения условий договора.
            Потребитель при принятии оказанной услуги, либо в ходе оказания услуги (выполнения работы) вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги (выполненной работы).Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя (ст.ст. 30,31 Закона).

            В случае невыполнения требований потребителя в добровольном порядке, потребитель может обратиться за защитой своих прав, возмещением морального и материального вреда в суд. Для этого законодательством, а именно ст. 17 Закона, закреплен ряд гарантий: потребитель вправе подать иск по своему выбору по месту жительства, по месту нахождения исполнителя услуг или по месту причинения вреда, при этом потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины.