Федеральный Закон “О газоснабжении в Российской Федерации” от 31.03.1999 №69-ФЗ

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

 

О ГАЗОСНАБЖЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

Принят

 

Государственной Думой

 

12 марта 1999 года

 

 

 

Одобрен

 

Советом Федерации

 

17 марта 1999 года

 

 

 

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004

N 122-ФЗ,

от 23.12.2005

N 182-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ,

от 18.12.2006

N 232-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,

от 18.07.2008

N 120-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,

от 30.12.2008

N 313-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

от 19.07.2011

N 248-ФЗ, от 07.11.2011 N 303-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

 

Статья 1. Цель настоящего Федерального закона

 

 

 

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.

 

Положения настоящего Федерального закона основываются на положениях

Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации.

 

 

Статья 2. Основные понятия

 

 

 

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

 

газ – природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями;

 

газоснабжение – одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа;

 

система газоснабжения – имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа;

 

газораспределительная система – имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;

 

независимая организация – организация, которая осуществляет производство и поставки газа и является независимой от организаций – собственников систем газоснабжения и организаций – собственников газораспределительных систем;

 

газотранспортная организация – организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях;

 

газификация – деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса;

 

охранная зона объектов системы газоснабжения – территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения;

 

поставщик (газоснабжающая организация) – собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам;

 

потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) – юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.

 

 

 

Статья 3. Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации

 

 

 

(в ред. Федерального

закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

 

Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на

Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе “О недрах”, Федеральном законе “О естественных монополиях”, Федеральном законе “О континентальном шельфе Российской Федерации” и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.

Глава II. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

ГАЗОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

Статья 4. Принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации

 

 

 

В целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются следующие принципы государственной политики в указанной области:

 

государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности;

 

государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно запасов газа, имеющих стратегическое значение;

 

повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации;

 

определение основ ценовой политики в отношении газа;

 

создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива и сырья для химической промышленности Российской Федерации;

 

обеспечение надежной сырьевой базы добычи газа;

 

обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.

 

 

 

Статья 5. Системы газоснабжения в Российской Федерации

 

 

 

Федеральная система газоснабжения – совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.

 

Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций – собственников Единой системы газоснабжения, организаций – собственников региональных систем газоснабжения, организаций – собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

 

 

Статья 6. Единая система газоснабжения

 

 

 

Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 

 

Статья 7. Региональные системы газоснабжения и газораспределительные системы

 

 

 

(в ред. Федерального

закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

 

Региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независим от Единой системы газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация – собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

 

Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

 

При купле-продаже акций собственников региональных систем газоснабжения и собственников газораспределительных систем, проведении других сделок или операций, связанных с изменением собственников указанных акций, доля иностранных граждан или иностранных организаций не должна превышать 20 процентов общего количества обыкновенных акций собственников указанных систем.

 

 

 

Статья 8. Полномочия федеральных органов государственной власти в области газоснабжения

 

 

 

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения относятся:

 

разработка и реализация государственной политики в области газоснабжения;

 

разработка и принятие федеральных законов, иных нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики в области газоснабжения;

 

разработка и реализация федеральной программы газификации в Российской Федерации;

 

осуществление государственного регулирования использования стратегических запасов газа, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности систем газоснабжения, государственного экологического надзора в области газоснабжения, а также федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения;

 

(в ред. Федерального

закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

стандартизация, обеспечение единства измерений и организация обязательного подтверждения соответствия в области газоснабжения.

 

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008

N 313-ФЗ, от 07.11.2011 N 303-ФЗ)

Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным

законом “О Правительстве Российской Федерации”, в том числе:

устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах;

 

утверждает правила поставок газа,

правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (далее – неотключаемые потребители);

устанавливает

принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

 

 

Статья 9. Утратила силу. – Федеральный

закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Глава III. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

МЕСТОРОЖДЕНИЙ ГАЗА

 

 

 

Статья 10. Основания и порядок отнесения месторождений газа к объектам федерального значения

 

 

 

К объектам федерального значения относятся месторождения газа, имеющие стратегическое значение для газоснабжения в Российской Федерации. Отнесение месторождений газа к объектам федерального значения осуществляется в соответствии с

Законом Российской Федерации “О недрах”.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004

N 122-ФЗ, от 18.07.2008 N 120-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. – Федеральный

закон от 18.07.2008 N 120-ФЗ.

 

 

Статья 11. Утратила силу. – Федеральный

закон от 18.07.2008 N 120-ФЗ.

 

 

Статья 12. Особенности предоставления в пользование участков недр федерального значения, содержащих газ

 

 

 

(в ред. Федерального

закона от 18.07.2008 N 120-ФЗ)

 

 

В целях обеспечения надежного газоснабжения в Российской Федерации Правительством Российской Федерации определяется

перечень участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи газа или для геологического изучения недр, разведки и добычи газа, осуществляемых по совмещенной лицензии, организации – собственнику Единой системы газоснабжения или организации – собственнику региональной системы газоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

Организации, которой предоставлено право пользования участком недр федерального значения, содержащим газ, предоставляется лицензия, оформленная в порядке, установленном

законодательством Российской Федерации о недрах.

Глава IV. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

 

ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ

 

 

 

Статья 13. Полномочия организации – собственника Единой системы газоснабжения

 

 

 

В целях обеспечения надежного газоснабжения и выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений о поставках газа организация – собственник Единой системы газоснабжения:

 

обеспечивает строительство, эксплуатацию, реконструкцию и развитие объектов Единой системы газоснабжения;

 

обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль за функционированием объектов Единой системы газоснабжения, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их подсоединения;

 

осуществляет управление функционированием Единой системы газоснабжения;

 

обеспечивает использование на объектах Единой системы газоснабжения энергосберегающих и экологически чистых оборудования и технических процессов;

 

осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение промышленной и экологической безопасности объектов Единой системы газоснабжения, охраны окружающей среды;

 

(в ред. Федерального

закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение потенциальных аварий и катастроф, ликвидацию их последствий на объектах Единой системы газоснабжения.

 

В процессе функционирования Единой системы газоснабжения в целях повышения ее эффективности организация – собственник Единой системы газоснабжения может осуществлять меры по совершенствованию структуры данной системы газоснабжения без нарушения надежности газоснабжения.

 

 

 

Статья 14. Неделимость Единой системы газоснабжения

 

 

 

Для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается. Ликвидация организации – собственника Единой системы газоснабжения может быть осуществлена только на основании федерального закона.

 

Технологическое и диспетчерское управление объектами, подсоединенными к Единой системе газоснабжения, независимо от того, в чьей собственности они находятся, осуществляется централизованно организацией – собственником Единой системы газоснабжения. Организация – собственник подсоединенного к Единой системе газоснабжения объекта не может осуществить вывод его из эксплуатации без согласования с организацией – собственником Единой системы газоснабжения в период действия между ними договора о подсоединении.

 

 

 

Статья 15. Акции организации – собственника Единой системы газоснабжения и особенности их оборота

 

 

 

(в ред. Федерального

закона от 23.12.2005 N 182-ФЗ)

 

 

Суммарная доля обыкновенных акций организации – собственника Единой системы газоснабжения, которые находятся в собственности Российской Федерации и в собственности акционерных обществ, более 50 процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, не может составлять менее чем 50 процентов плюс одна акция общего количества обыкновенных акций организации – собственника Единой системы газоснабжения. Продажа и иные способы отчуждения таких обыкновенных акций могут быть осуществлены на основании федерального закона.

 

 

 

Глава V. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО РЫНКА ГАЗА

 

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

Статья 16. Основы создания и развития единого рынка газа

 

 

 

Основами создания и развития единого рынка газа на территории Российской Федерации являются:

 

формирование круга потребителей газа на основе широкого внедрения газа как энергетического и топливного ресурса в производство и быт на территориях субъектов Российской Федерации – развитие газификации;

 

создание экономически взаимовыгодных отношений потребителей и поставщиков газа;

 

создание условий надежного обеспечения газом потребителей различных категорий;

 

проведение государственной политики ценообразования, направленной на развитие единого рынка газа.

 

 

 

Статья 17. Правовые основы развития газификации территорий Российской Федерации

 

 

 

Развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Порядок разработки и реализации указанных федеральных программ устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование федеральных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

 

Для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в

порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения указанных надбавок.

 

 

КонсультантПлюс: примечание.

 

С 1 января 2006 года отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным

законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

Статья 18. Правовые основы поставок газа

 

 

 

Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и

правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а также его покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа.

 

(в ред. Федерального

закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Для организаций, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации вводит порядок обязательного заключения государственных контрактов на поставки газа в соответствии с порядком поставок продукции для федеральных государственных нужд, установленным

законодательством Российской Федерации.

При заключении государственного или муниципального контракта на поставки газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в

порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть четвертая введена Федеральным

законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления ежегодно предусматриваются в соответствующих бюджетах средства на финансирование поставок газа, объем потребления которого согласован.

 

(часть пятая введена Федеральным

законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

 

 

Статья 19. Требования к поставляемому газу

 

 

 

(в ред. Федерального

закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

 

 

Поставки газа потребителям осуществляются только при его соответствии требованиям, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

 

 

Глава VI. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

В ОБЛАСТИ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ

 

 

 

Статья 20. Принципы государственной ценовой политики в области газоснабжения

 

 

 

Государственная ценовая политика в области газоснабжения осуществляется на основе следующих принципов:

 

создание благоприятных условий для поиска, разведки и освоения месторождений газа, добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, обеспечения самофинансирования организаций систем газоснабжения;

 

абзац утратил силу. – Федеральный

закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

расширение сфер применения рыночных цен на газ и услуги по газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций с учетом стоимости, качества и потребительских свойств альтернативных газу видов энергетических ресурсов в целях формирования рынка энергетических ресурсов;

 

федеральный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения;

 

(в ред. Федерального

закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

удовлетворение платежеспособного спроса на газ;

 

стимулирование использования газа в качестве моторного топлива для транспортных средств в целях уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую среду и повышения экономической эффективности использования топливных ресурсов;

 

(в ред. Федерального

закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

обеспечение конкурентоспособности российского газа на мировом энергетическом рынке;

 

возмещение за счет средств соответствующих бюджетов организации – собственнику системы газоснабжения фактических убытков в размере образовавшейся задолженности по оплате газа неотключаемыми потребителями.

 

 

 

Статья 21. Регулирование цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа

 

 

 

Государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Федеральным

законом “О естественных монополиях” к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов.

(в ред. Федерального

закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций – собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.

 

В целях осуществления расчетов между организациями, входящими в состав системы газоснабжения, организация – собственник данной системы определяет внутренние расчетные цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке газа.

 

 

 

Статья 22. Утратила силу. – Федеральный

закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

 

 

Статья 23. Регулирование тарифов на услуги газораспределительных организаций

 

 

 

Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций – собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.

 

(в ред. Федерального

закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

 

Статья 23.1. Федеральный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения

 

 

 

(введена Федеральным

законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

 

 

Федеральный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального

закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ “О естественных монополиях”, которые применяются к проверкам в отношении осуществляющих регулируемые виды деятельности в области газоснабжения и не являющихся субъектами естественных монополий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Предметом проверки является соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и юридическими лицами в процессе осуществления деятельности в области газоснабжения требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области газоснабжения в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) в области газоснабжения, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения юридическими лицами регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения.

 

 

 

Статья 24. Социальные гарантии для малоимущих граждан

 

 

 

(в ред. Федерального

закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

 

Социальные гарантии для малоимущих граждан в части компенсации понесенных ими затрат на приобретение газа и перечень данных категорий граждан определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 

 

 

Статья 25. Гарантии оплаты поставленного газа и услуг по его транспортировке

 

 

 

На основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

При несоблюдении условий указанных договоров неотключаемыми потребителями, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации, ответственность за оплату поставок газа и оказание услуг по газоснабжению возлагается на соответствующего государственного заказчика.

 

(в ред. Федерального

закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Глава VII. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ

 

 

 

Статья 26. Антимонопольные правила для организаций – собственников систем газоснабжения

 

 

 

Организациям – собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как:

 

навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров;

 

включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями;

 

нарушение установленного нормативными актами

порядка ценообразования;

необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки;

 

создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа;

 

сокращение объема добычи и поставок газа в целях поддержания монопольно высоких цен.

 

 

 

Статья 27. Доступ организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям

 

 

 

Организации – собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Предназначенный для транспортировки указанными организациями газ должен соответствовать требованиям, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008

N 313-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

Глава VIII. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

 

ОРГАНИЗАЦИЙ – СОБСТВЕННИКОВ СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ

 

И ОРГАНИЗАЦИЙ ИНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

Статья 28. Правовое регулирование землепользования при строительстве и эксплуатации объектов систем газоснабжения

 

 

 

Земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям – собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

 

(в ред. Федерального

закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Части вторая – третья утратили силу. – Федеральный

закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ.

Организации, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, расположенные в лесах, обязаны:

 

содержать охранные зоны объектов системы газоснабжения в пожаробезопасном состоянии;

 

проводить намеченные работы, вырубать деревья (кустарники) в охранных зонах объектов системы газоснабжения и за пределами таких зон в порядке, установленном лесным

законодательством Российской Федерации.

При возникновении на объекте системы газоснабжения аварии, катастрофы организация – собственник такой системы или уполномоченная им эксплуатирующая организация имеет право беспрепятственной доставки необходимых сил и средств к месту аварии, катастрофы и обязана в полном объеме возместить нанесенный ею ущерб собственнику земельного участка, по территории которого осуществлялась доставка необходимых сил и средств.

 

На земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил,

правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией – собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации – собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

 

 

Статья 29. Правовые основы взаимодействия систем газоснабжения и систем электроснабжения

 

 

 

В целях обеспечения надежного функционирования системы газоснабжения и работающих на газовом топливе организаций системы электро- и теплоснабжения осуществляются меры по координации взаимодействия указанных систем, в том числе:

 

организации – собственники указанных систем разрабатывают согласованные балансы потребления газа, электрической и тепловой энергии, обеспечивающие их эффективное функционирование;

 

организация – собственник системы газоснабжения и организация – собственник системы электро- и теплоснабжения заключают долгосрочный договор поставки электрической и тепловой энергии для объектов системы газоснабжения и газа для объектов системы электро- и теплогазоснабжения с указанием особых условий таких поставок и оплаты за поставляемые газ, электрическую и тепловую энергию.

 

 

 

Глава IX. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

Статья 30. Правовое регулирование промышленной безопасности при осуществлении газоснабжения

 

 

 

Правовое регулирование промышленной безопасности в организациях, занимающихся газоснабжением в Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным

законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, Федеральным законом “Об экологической экспертизе”, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального

закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Порядок разработки и утверждения норм и нормативов в области промышленной безопасности объектов систем газоснабжения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

 

 

 

Статья 31. Прогнозирование вероятности возникновения аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения

 

 

 

Часть первая утратила силу с 1 января 2007 года. – Федеральный

закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

В отношении каждого объекта систем газоснабжения постоянно осуществляется прогнозирование вероятности возникновения аварий, катастроф. Требования, нормы, правила и методика прогнозирования вероятности возникновения аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

 

 

 

Статья 32. Особенности обеспечения промышленной безопасности объектов систем газоснабжения

 

 

 

Организация – собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

 

Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, в том числе аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми дефектами материалов, оборудования, с некачественным выполнением строительно-монтажных работ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

 

Вмешательство в работу объектов систем газоснабжения не уполномоченных на то юридических и физических лиц запрещается.

 

Материальный ущерб, нанесенный организации – собственнику системы газоснабжения в результате умышленного ее блокирования или повреждения либо иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действий, возмещается в установленном порядке виновными лицами или принявшими противоправные решения лицами.

 

Материальный ущерб, нанесенный организации – собственнику системы газоснабжения вследствие непреодолимой силы, возмещается за счет средств обязательного страхования.

 

 

 

Статья 33. Обеспечение готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации аварий, катастроф, ликвидации их последствий

 

 

 

Организация – собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий:

 

создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы;

 

осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий;

 

создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты;

 

создает запасы материально-технических и иных средств;

 

осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий.

 

Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией – собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности.

 

 

 

Статья 34. Учетно-отчетное время для объектов систем газоснабжения

 

 

 

Для объектов систем газоснабжения независимо от местонахождения таких объектов решением Правительства Российской Федерации устанавливается единое учетно-отчетное время, которое определяет начало учетных суток, учетного месяца, учетного года для всех организаций, осуществляющих деятельность по добыче, транспортировке и поставкам газа.

 

 

 

Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

 

Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

 

 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

Поручить Правительству Российской Федерации внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

 

 

Президент

 

Российской Федерации

 

Б.ЕЛЬЦИН

 

Москва, Кремль

 

31 марта 1999 года

 

N 69-ФЗ