Особенности дистанционной торговли.

В настоящее время всё большее число потребителей вовлекается в торговый оборот, исключающий возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром (например, путём осмотра его вне места продажи). Безусловно, удобно не покидая дома или своего рабочего места получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения. Но поскольку данный метод продаж вошел в нашу жизнь недавно, то необходимо знать про некоторые существующие особенности, отличающие дистанционную торговлю от продажи товаров в стационарных местах торговли.
Под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром, либо образцом товара при заключении такого договора.
При продаже товара дистанционным способом, продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю следующая информация: об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Более того, в момент доставки товара потребителю в письменной форме помимо вышеперечисленной информации, также должна быть предоставлена вся необходимая информация о товаре, включающая: правила и условия эффективного и безопасного использования товара, сведения об основных потребительских свойствах товара, а также информацию о порядке и сроках возврата товара.
Поскольку передача товара, проданного дистанционным способом, осуществляется, как правило, в месте нахождения покупателя, то стоит обратить внимание на предлагаемые условия доставки.
При продаже товаров дистанционным способом, продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.
В случае если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара. Если же установленный договором срок нарушает продавец, потребитель вправе требовать от продавца уплаты неустойки (пени) за каждый день просрочки, в размере половины процента от суммы предварительной оплаты товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда передача товара должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
Когда товар выбран, доставлен, оплачен, казалось бы – пользоваться и радоваться. Но зачастую, ситуация складывается иначе, при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не совсем то, что ожидал увидеть покупатель, заказывая товар только на основании предоставленной информации. Правила продажи товаров дистанционным способом и статья 26.1 Закона о защите прав потребителя предоставляют покупателю возможность отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней.
Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Есть ряд условий, соблюдение которых необходимо для осуществления возврата, иначе продавец вправе отказать потребителю по формальным признакам. А именно, возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.
Несмотря на условие наличия документа, подтверждающего факт совершения покупки, оно не является обязательным.
Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Такими доказательствами могут послужить, к примеру, свидетельские показания, наличие на упаковке товара фирменной маркировки продавца и др.
Однако в отношении товара надлежащего качества есть определенные ограничения: покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе покупателя от товара, продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления покупателем соответствующего требования.
Если же товар оказался некачественным, либо недостатки в нем возникли из-за не предоставления необходимой информации, потребитель вправе по своему усмотрению предъявить продавцу следующие требования:
а) безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление покупателем или третьим лицом;
б) соразмерно уменьшить покупную цену;
в) заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.
Покупатель вместо предъявления вышеперечисленных требований вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.
Причем эти требования могут быть предъявлены в течение гарантийного срока или срока годности товара, если же они не установлены, то в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи товара покупателю.
Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом Российской Федерации “О защите прав потребителей” для удовлетворения соответствующих требований покупателя.
Но следует помнить, что данный метод является достаточно новым на отечественном рынке и вероятность столкнуться с недобросовестным продавцом пока еще велика. Знание закона и Ваших прав помогут Вам уберечь себя от неприятных моментов, связанных с покупкой.