Ровно 20 лет назад 7 февраля 1992 года был принят Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей”, который был принят в сложный период только нарождающихся в нашей стране рыночных отношений, заложил важнейшие механизмы государственной и общественной защиты соответствующих потребительских прав граждан, что позволило достаточно эффективно сбалансировать их интересы с интересами предпринимателей и в конечном итоге на многие годы вперед получить целый комплекс системообразующих правовых норм, постоянно доказывающих свою действенность и жизнеспособность.
Закон “О защите прав потребителей” постоянно актуализируется и дополняется новыми положениями, которые призваны максимально отвечать тем изменениям, которые происходят в общественных отношениях.
Так, целый ряд по своему новаторских положений появился в Законе “О защите прав потребителей” в 2004 году, в период проведения широкомасштабной административной реформы федеральных органов исполнительной власти, что обусловило не только привнесение в Закон очередных важнейших изменений, имевших прикладной характер, но и передачу функций по государственному контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей вновь созданному органу – Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзору).
Роспотребнадзор инициировал дополнительный блок масштабных новаций.
В частности, Закон РФ “О защите прав потребителей” был гармонизирован с требованиями Европейского Союза по этикетированию пищевых продуктов, полученных из ГМО.
Норма Закона РФ “О защите прав потребителей” об обязательной информации о товарах (работах, услугах) была дополнена положениями, согласно которым при предоставлении кредита гражданам стало являться обязательным своевременное предоставление достоверных сведений о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы, что стало значимым барьером на пути недобросовестных практик в таком активно развивающемся сегменте сферы услуг, как область потребительского кредитования.
Последние изменения в правовом регулировании отношений с участием потребителей коснулись статьи 40 Закона РФ “О защите прав потребителей”, чья новая редакция вводит понятие федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В числе других новых законоположений – конкретизация понятий неоднократного и грубого нарушения прав потребителей, как оснований для инициативного обращения в суд с заявлениями о ликвидации изготовителя либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.
В настоящее время на качественно новый уровень должна выйти реализация права потребителей на просвещение, посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. При этом законодательное закрепление права на участие в этой работе со стороны общественных объединений потребителей позволит эту важную задачу решать более комплексно, консолидировано и всеобъемлюще.
Той же цели послужит и вовлечение общественных потребительских организаций в работу по подготовке государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время в системе общественных отношений Российской Федерации, как и в большинстве стран со стабильным социально-политическим устройством и последовательным курсом на всемерное укрепление и развитие рыночных институтов, в целом созданы базисные правовые и организационные механизмы для действенной и эффективной защиты прав и интересов потребителей – традиционно социально-ответственной и значимой общественно-государственной функции.