Консультационный центр при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО – Алания» 4 – 5 апреля 2016 года провел опрос среди учащихся 10-11 классов, а также студентов средних и высших учебных заведении, на базе образовательных учреждений. Возрастная категория, участников опроса составила от 16 до 35 лет. Перечень вопросов формировался в соответствии с возрастом анкетируемых. Учащиеся отвечали на вопросы исходя из возрастной группы.
Участие в анкетировании приняли 219 учащихся, из них 57% опрошенных в возрасте от 16 до 20 лет, 41% – в возрасте от 20 до 25 лет, 2% – возрасте от 25 до 35 лет.
Социологический опрос преследовал цель – выявить уровень подготовки учащихся школ, техникумов, училищ, ВУЗов в вопросах знания и применения в реальной жизни своих потребительских прав, а именно:
- определить уровень знаний основных положений законодательства о защите прав потребителей;
- узнать мнение респондентов относительно возможности отстоять потребительские права;
- провести анализ действий респондентов в случае нарушения потребительских прав;
- определить их мнение и предложения по поводу улучшения просветительской работы среди населения по вопросам защиты прав потребителей.
Опрос показал, что из 219 респондентов 76% респондентов знают, что основной законодательный акт, который защищает права потребителей – это федеральный закон «О защите прав потребителей».
ИТОГИ проведенного опроса:
Выяснилось, что с требованиями законодательства о защите прав потребителей знакомы только 18% опрошенных, 53% респондентов о Законе знают частично, 29% респондентов не смогли определиться со своим объемом знаний законодательства о защите прав потребителей, либо не знакомы вовсе.
53% респондентов считают, что им знаний не достаточно, чтобы самостоятельно защитить свои потребительские права, 37% не верят в положительный результат, 10% ответили, что им было бы лень обращаться за защитой нарушенных прав, так как это занимает много времени.
При приобретении некачественного товара 43% опрошенных возвратили бы товар обратно в магазин, 19% опрошенных обратились бы за помощью в контролирующий орган, 38% выбросили бы товар никуда не обращаясь.
72% респондентов считают, что защищать свои права очень хлопотно и требует большого количества времени.
При посещении торговых предприятий 5% опрошенных при выборе товаров пользуются информацией для потребителей, к сожалению, 95% не пользуются информацией для потребителей, которая порой бывает довольно-таки полезной.
84% респондентов при совершении покупки требуют проверки качества технически – сложных товаров, 58% респондентов при покупке продовольственных товаров проверяют сроки реализации.
Более половины респондентов – 54% считают, что информирование граждан по вопросам защиты прав потребителей эффективнее осуществлять с помощью средств массовой информации. 32% считают, что улучшать просветительскую работу среди населения по вопросам защиты прав потребителей следует путем обучения молодежи в средних образовательных учреждениях и вузах, 14% не считают необходимым вести такую работу с населением.
Установлено, что только 13% опрошенных знают, что при подаче иска о защите прав потребителя граждане освобождены от уплаты госпошлины, а вот 87% не знают этого.
Учащиеся, принявшие участие в анкетировании, высказали свое мнение о наиболее доступных методах просветительской работы среди населения по вопросам защиты прав потребителей. И мнение это разделилось: одна половина за то, чтобы было больше информации на телевидении, радио, а также в газетах и интернете, другая половина придерживается мнения, что необходимо больше распространять информационных буклетов, брошюр и т.д.
Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО – Алания» выражает благодарность всем респондентам, принявшим участие в опросе!